ljreader2: (pic57)
2016-02-28 11:22 pm

«Прозорливцу дар от псалмопевца» или «Кого назначил Мандельштам "начальником евреев" ?» Окончание

Царь Соломон объединил Иудею и Израиль в одно государство и только он во время своего 40 летнего правления возглавлял представителей всех 12 колен Израилевых, т.е.был неоспоримым «начальником евреев».
Он также претворил в жизнь мечту Давида о строительстве Храма в Иерусалиме.
Иерусалим , Соломон и селам – слова одного корня от ивритского «мир» (шалом, или салам в современном арабском) , что не могло миновать чуткого уха О.М.
Так же,как ,вероятно, не прошло мимо О.М. и стихотворение Брюсова о преемнике псалмопевца:
"Судьбы любимец,
Ты, гордый баловень веков,
Царь Соломон, Иерусалимец,
Давидов сын, певца псалмов."




Read more )
ljreader2: (pic57)
2016-02-28 11:11 pm

«Прозорливцу дар от псалмопевца» или «Кого назначил Мандельштам "начальником евреев" ?» Продолжение

Начало см. в предыдущем посте.

В первоначальном варианте "Канцоны" , см. полный текст стихотворения,
(«канцона» итал. canzone, буквально — песня ) «песня» была не в названии , а в зачине
вместо:
«Неужели я увижу завтра»
было:
«Как густое женское контральто»,
более развернуто прозвучавшее в «Египетской марке»О.М.(1928г.):
«Взгляд его упал на перегородку, за которой гудело, тягучим еврейским медом, женское контральто».

Дважды О.М. выделяет ЖЕНСКОЕ сладкое пение.

Псалмы ,если мы говорим о еврейском исполнении, пел кантор от имени мужчины Давида.

В еврейских священных текстах есть только одна песня ЖЕНЩИНЫ.
Уже в первой строчке песни Суламифи появляется «ласка»:

«Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина.»

Эта поэма -не просто песня, а «ПЕСНЯ ПЕСНЕЙ Соломона».
Поэт - сын Царя Давида.



Read more )
ljreader2: (pic57)
2016-02-28 10:43 pm

«Прозорливцу дар от псалмопевца» или «Кого назначил Мандельштам "начальником евреев" ?»

Речь пойдет о трех четверостишьях стихотворения О.М. 1931 года «Канцона»
полный текст здесь:
http://rvb.ru/mandelstam/dvuhtomnik/01text/vol_1/01versus/0179.htm



То Зевес подкручивает с толком
Золотыми пальцами краснодеревца
Замечательные луковицы-стекла —
Прозорливцу дар от псалмопевца.

Он глядит в бинокль прекрасный Цейса —
Дорогой подарок царь-Давида, —
Замечает все морщины гнейсовые,
Где сосна иль деревушка-гнида.

Я покину край гипербореев,
Чтобы зреньем напитать судьбы развязку,
Я скажу «села» начальнику евреев
За его малиновую ласку.




Read more )
ljreader2: (pic57)
2015-08-05 10:36 am

"я не пушкиновед, но, кажется, мы < > установили"

В путеводителях по паркам Клина в разделе об усадьбе Демьяново непременно цитируется Андрей Белый, добавляющий к солидному списку завсегдатаев усадьбы, выдающихся деятелей музыки,искусства и литературы и самого первого поэта.
Фраза Андрея Белого,отмеченная уважаемой [livejournal.com profile] ol_re
в посте, не вызвала отклика у наших
пушкинистов, но в ЖЖ не возбраняется дилетантский поиск.Попробуем реконструировать происхождение загадочного заявления Андрея Белого в книге "На рубеже двух столетий":
"очень уж хороши там < в Демьянове> окрестности: белоствольные рощи, медовые луга; очень уж прекрасны огромные пруды, подковой окаймлявшие два парка (старый и новый); в новом поражал рост гигантских столетних лип, ширина расчищенных аллей, пруд, окаймленный венком розовых кустов, великолепный луг перед танеевским огромным домом; в старом парке, сбегающем к пруду-озеру, в котором поймали осетра с кольцом и датой эпохи Годунова, все было хмуро, запущено; и поднималась мшистая статуя; я не пушкиновед, но, кажется, мы с покойным М. И. Гершензоном установили появление Пушкина в Демьянове (проездом из Москвы в Петербург) по признаку: пруда, обсаженного розами."


Read more )
ljreader2: (pic57)
2015-05-29 09:50 am

А ларчик просто открывался

Все таки поэт лучше, чем врач может показать суть обычного клинического случая.

"Скажите, что в безумце производит на вас наиболее грозное впечатление безумия? Расширенные зрачки - потому что они невидящие, ни на что в частности не устремленные, пустые. Безумные речи, - потому что, обращаясь к вам, безумный не считается с вами, с вашим существованием, как бы не желает его признавать, абсолютно не интересуется вами. Мы боимся в сумасшедшем главным образом того жуткого абсолютного безразличия, которое он выказывает нам" -Осип Мандельштам. О собеседнике.

это по поводу собеседника Соколовой в Снобе:
http://snob.ru/selected/entry/93140
ljreader2: (pic57)
2014-08-03 10:09 am

«иль в пляске,перед домашним порогом, подруг побеждала искусством»

Выношу из комментария к посту многоуважаемой [livejournal.com profile] therese_phil

по поводу незаконченного стихотворения Лермонтова
«Это случилось в последние годы могучего Рима…»

Read more )
ljreader2: (pic57)
2012-12-02 08:55 am

Океан без окна и тепла (продолжение 3)



Возвращаясь 11 раз в своих стихах к образу стеклянной небесной тверди,
начиная с 1909: «Когда его художник милый выводит на стеклянной тверди»
до времени написания разбираемого стихотворения , «Стенобитную твердь я ловлю» (9 марта 1937), О.М.остается в традициях русских поэтов XVIII века и,конечно, Ломоносова:
Read more )
ljreader2: (pic57)
2012-12-02 08:46 am

Океан без окна и тепла (продолжение 2)

Теперь пора вернуться к строке «Океан без окна -вещество».
«Вещественную» часть мы уже обсудили на материале Всеобщего закона сохранения массы ВЕЩЕСТВ М.В.Ломоносова
(См.начало и продолжение в предыдущих постах)
Read more )
ljreader2: (pic57)
2012-12-01 03:41 pm

Океан без окна и тепла (продолжение)

(Начало, см. предыдущий пост)


Эйнштейну принадлежит утверждение(1907), что Закон сохранения массы является частным случаем Закона сохранения энергии.
Об Эйнштейне « Мандельштам знал, конечно, только из пересказов»(М.Л.Гаспаров),
Read more )
ljreader2: (pic57)
2012-12-01 01:08 pm

Океан без окна и тепла

Предпримем попытку еще раз прояснить строку Мандельштама «Океан без окна – вещество».
«Стихов о неизвестном солдате» (март,1937)


Этот воздух пусть будет свидетелем,
Дальнобойное сердце его,
И в землянках всеядный и деятельный
Океан без окна — вещество...

Здесь не избежать ссылки на Омри Ронена о «луче от битвы вчерашней», летящем в глубь вселенной (люмен – одновременно и свет и окно) в романе «Люмен» (1872) французского астронома Камиля Фламмариона и комментарий Н.Я.Мандельштам по поводу монад Лейбница «без окон и дверей».
Согласно воспоминаниям Н.Я.Мандельштам «воздух», «океан» разбираемого стихотворения О.М. использовал как альтернативу тривиальным «небесам» и «звездному небу».
У современного читателя « месиво, крошево,свет размолотых в луч скоростей» ассоциируются с картиной звездной пыли и разбегающихся галактик научно-фантастических фильмов , научная часть которых зиждется на учении о скорости света и теории относительности .


Read more )
ljreader2: (pic57)
2012-07-26 04:45 pm

Тайна «кошачьей головы» из стихотворения Мандельштама (дополнение)

За Паганини длиннопалым
<....>
Играй же на разрыв аорты
С кошачьей головой во рту,
Три чорта было — ты четвертый,
Последний чудный чорт в цвету.

Воронеж ,5 апреля — июль 1935

Ассоциация «кошачьей головы»(см.предыдущий пост) с небольшим круглым камнем вызвала возражение :

Строчка про кошачью голову-камень выпадает из темы стихотворения .
Многоуважаемая theresе_phil высказала предположение о «семантическом стяжении метонимического типа: скрипка с кошачьей головкой (завитком), звучащая как голос скрипачки<...>ненавязчиво опирается на кошачью фонику: разрывAOрты».
Однако созвучие «аорта - во рту» уже было использовано поэтами до О.М. вне «кошачьего» контекста согласно m_bezrodnyj : «изо рта : аорта» (Зенкевич) и «рты и аорты» (Пастернак).

« Скрипичную», «звукоподражательную» и
«Katzenkopf - во рту» версию можно объединить в один хорошо известный иконографический образ.

Read more )
ljreader2: (pic57)
2012-07-19 05:10 pm

Тайна «кошачьей головы» из стихотворения Мандельштама (окончание)

Пытавшихся расшифровать «кошачью голову» исследователей заводило в тупик отсутствие видимой связи между строчками этого четверостишья, а что,если О.М. пользуется методом монтажа -«ножницами Анатоля Франса»: разбираемая строчка имеет самостоятельный смысл и и перекликается с другим стихотворением воронежского цикла :

Read more )
ljreader2: (pic57)
2012-07-19 03:09 pm

Тайна «кошачьей головы» из стихотворения Мандельштама

За Паганини длиннопалым
<....>
Играй же на разрыв аорты
С кошачьей головой во рту,
Три чорта было — ты четвертый,
Последний чудный чорт в цвету.

Воронеж ,5 апреля — июль 1935*

*Написано после посещения 5 апреля концерта скрипачки Галины Бариновой. «Вчера были на концерте скрипачки Бариновой (с Мандельштамом бесплатно) — у нее невероятный цветаевский темперамент, 22-летняя молодость и неартистичная живость. (Когда я это сказал, О. Э. удивился, откуда я мог так угадать действительное сходство с Цветаевой, когда я ее не видел. А ритмы-то стихов!) А вот и мое достижение. После года или более Мандельштам написал первые 4 строчки. О ней, о Бариновой, после моих разговоров — <далее следует заключительная строфа. — П. Н.>. Это должно стать концом 6-тистрофной вещи, у которой дома появилось и начало —
За длиннопалым Паганини
Бегут цыганскою толпой
Все скрипачи — »

(Рудаков, 6.04.35).

Работа над ст-нием была завершена 18 июня 1935 г.: «Сегодня закончена «Баринова» (23 строки)» (там же, 18.06.35).



К возможной разгадке таинственной строчки привело сопоставление ее с другим стихотворением О.М.,написанным там же в Воронеже и в то же самое время в июле 1935 года.



Read more )
ljreader2: (Default)
2011-07-29 08:55 am

Кто открыл гамбургский счет

Благодаря свободе передвижения пересматриваются , казалось бы , очевидные когда-то за железным занавесом крылатые слова типа «И мой сурок со мною»
http://www.stengazeta.net/article.html?article=1046
или «гамбургский счет».

Read more )
ljreader2: (Default)
2011-07-05 10:39 am

Чарка вина прибавит ума ( русская пословица )

В своем посте "О просветительстве"

http://lj.rossia.org/users/r_l/3233412.html?nc=97

многoуважаемый r_l получил 97 примеров просвещения тупых иностранцев по поводу тоста «Na zdorovie!», известного по голливудским фильмам.

Все единогласно объясняют эти режущие наше ухо слова искажением привычного «За здоровье».
Но это не так.
Read more )
ljreader2: (Default)
2011-06-24 02:01 pm

Вновь кладезь наполнен прохладой и мглой (окончание)

Переходим (см. начало http://ljreader2.livejournal.com/10786.html)
к обсуждению наиболее темной части стихотворения О.М. «Сохрани мою речь...».
Read more )
ljreader2: (Default)
2011-06-22 09:33 am

Вновь кладезь наполнен прохладой и мглой (продолжение 2)

Подготовившись к пониманию древней культуры создания и сохранения родников и колодцев Тавриды, об одном из которых - слова Пушкина в заголовке,
а о другом источнике родной речи – «чужеземных арф роднике» – слова Мандельштама
(см.предыдущий пост), мы наконец переходим к предмету нашего обсуждения
стихотворению О.М.
Read more )
ljreader2: (Default)
2011-06-21 02:35 pm

Вновь кладезь наполнен прохладой и мглой (продолжение)

В предыдущем посте мы ознакомились со свидетельством
Сумарокова, который во время своего путешествия в Крым спустился в татарский колодец и впервые дал описание местной древней культуры водопользования.
Батюшков в стихотворении «Таврида» тоже не обошел вниманием знаменитые подземные ключи и родники этих мест:

В прохладе ясеней, шумящих над лугами,
Где кони дикие стремятся табунами
На шум студеных струй, кипящих под землей,
Где путник с радостью от зноя отдыхает
Под говором древес, пустынных птиц и вод
Read more )
ljreader2: (Default)
2011-06-21 11:52 am

Вновь кладезь наполнен прохладой и мглой

Расшифровать темное стихотворение О.М. 1931 года "Сохрани мою речь .." помогли поиски претекста

к более ранним стихам .
Read more )