ljreader2: (pic57)
[personal profile] ljreader2
За Паганини длиннопалым
<....>
Играй же на разрыв аорты
С кошачьей головой во рту,
Три чорта было — ты четвертый,
Последний чудный чорт в цвету.

Воронеж ,5 апреля — июль 1935*

*Написано после посещения 5 апреля концерта скрипачки Галины Бариновой. «Вчера были на концерте скрипачки Бариновой (с Мандельштамом бесплатно) — у нее невероятный цветаевский темперамент, 22-летняя молодость и неартистичная живость. (Когда я это сказал, О. Э. удивился, откуда я мог так угадать действительное сходство с Цветаевой, когда я ее не видел. А ритмы-то стихов!) А вот и мое достижение. После года или более Мандельштам написал первые 4 строчки. О ней, о Бариновой, после моих разговоров — <далее следует заключительная строфа. — П. Н.>. Это должно стать концом 6-тистрофной вещи, у которой дома появилось и начало —
За длиннопалым Паганини
Бегут цыганскою толпой
Все скрипачи — »

(Рудаков, 6.04.35).

Работа над ст-нием была завершена 18 июня 1935 г.: «Сегодня закончена «Баринова» (23 строки)» (там же, 18.06.35).



К возможной разгадке таинственной строчки привело сопоставление ее с другим стихотворением О.М.,написанным там же в Воронеже и в то же самое время в июле 1935 года.





Трудности понимания некоторых "темных мест" у О.М.
возникают по нескольким причинам:
1.Отдаленность времени опубликования его произведений от времени написания –анохронизм
некоторых слов, утративших первоначальный смысл .
2 Использование О.М. редких малоупотребляемых слов или слов во второстепенном значении.
3.Свободное владение О.М. несколькими языками и внедрение в стихи созвучных иностранных слов,
порой неизвестных не только рядовому читателю, но и специалисту «со словарем».
4. Своеобразная поэтика О.М.- опущенные звенья,как,например, целые выброшенные из «Ем»
страницы черновиков, без которых наш комментарий к "Ем"
http://eg-marka.livejournal.com/, был бы совсем иным.

Каждый современный читатель пытается восполнить отсутствующие звенья из своего опыта, наиболее известные собрал воедино многоуважаемый m_bezrodnyj:


К. Тарановский в письме к Ю. Фрейдину предположил, что "речь идет об изображении кошачьей головы на конце скрипичного грифа, который в определенном ракурсе может показаться наблюдателю находящимся во рту у исполнителя" (Кац Б. В сторону музыки // Лит. обозрение. 1991. № 1. С. 72). В. Гандельсман также считает, что "скрипачку 'с кошачьей головой во рту' Мандельштам видит из зала, и гриф скрипки, обращенный на него, в плане, с колками по бокам, с усиками струн, - это и есть 'кошачья голова'" (Гандельсман В. Подтверждающий эпитет // Октябрь. 1999. № 8, см.). Б. Кац, в целом разделяя это объяснение, полагает, однако, что ассоциация могла быть подсказана поэту "другой деталью инструмента - так называемой 'машинкой Шпора', или попросту подбородником. Это приспособление - небольшое черное ложе для подбородка - своими загнутыми краями издали и впрямь напоминает кошачье ухо. При определенном наклоне головы к корпусу скрипки, особенно в момент преодоления виртуозных трудностей, возникает впечатление, что скрипач как будто закусывает этот черный угол губами. При этом корпус скрипки достаточно жестко упирается с левой стороны в шею исполнителя ('на разрыв аорты')" (Кац Б. Указ. cоч. С. 72).

(Продолжение следует)
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

ljreader2: (Default)
ljreader2

February 2016

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 11:37 am
Powered by Dreamwidth Studios