ljreader2: (pic57)
[personal profile] ljreader2
За Паганини длиннопалым
<....>
Играй же на разрыв аорты
С кошачьей головой во рту,
Три чорта было — ты четвертый,
Последний чудный чорт в цвету.

Воронеж ,5 апреля — июль 1935

Ассоциация «кошачьей головы»(см.предыдущий пост) с небольшим круглым камнем вызвала возражение :

Строчка про кошачью голову-камень выпадает из темы стихотворения .
Многоуважаемая theresе_phil высказала предположение о «семантическом стяжении метонимического типа: скрипка с кошачьей головкой (завитком), звучащая как голос скрипачки<...>ненавязчиво опирается на кошачью фонику: разрывAOрты».
Однако созвучие «аорта - во рту» уже было использовано поэтами до О.М. вне «кошачьего» контекста согласно m_bezrodnyj : «изо рта : аорта» (Зенкевич) и «рты и аорты» (Пастернак).

« Скрипичную», «звукоподражательную» и
«Katzenkopf - во рту» версию можно объединить в один хорошо известный иконографический образ.



Быть может, не стоит строить предположения о том,под каким углом, из какого ряда зрительного зала в Воронеже опальный поэт видел Баринову и какое произведение ее репертуара могло бы вызвать «кошачьи» ассоциации?

Все встает на свои места, если «на разрыв аорты» и «кошачья голова» - не об этой исполнительнице, а о том , к чему ей , да и всем скрипачам, остается стремиться:
к непревзойденному мастерству героя зачина стихотворения.
Легенды о том, что он мог перед простой толпой на одной струне имитировать голоса птиц , животных и людей - широко известны.
В книге истории музыки ( Histoire de la musique depuis les temps anciens jusqu'a nos jours: par Félix Clement (1885) искусство подражания великого скрипача приводится именно на примере имитации кошачьих голосов.

Можно допустить, что О.М. проецирует на Баринову
портрет самого Паганини, известный по карикатурам из биографических книг,например: J.-G. Prod'homme “Nicolo Paganini”, Paris , H. Laurens ,1907.
Статуэтка–шарж (1832) работы скульптора Дантана (Jen-Pierre Dantan) дает достаточно оснований для спекуляций на тему, что это, подбородок или яблоко или «кошачья голова»-Katzenkopf или скрипка во рту у Паганини ? Не оставляет сомнений лишь то, что этому черту удавалось внушить публике, что он поет голосом кошки.

Date: 2012-07-26 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] kentheare.livejournal.com
О! очень красиво. Но "кошачья голова" - это все равно скорее скрипка, как предмет и как звук; камень и зрительно все-таки кажется немножко... придуманным, sorry. Хотя, возможно, я и не вижу чего-то.

Date: 2012-07-26 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] ljreader2.livejournal.com
Спасибо!Конечно , скрипка -первое, что приходит в голову , но завиток грифа - не голова, а хвост.
Edited Date: 2012-07-27 01:13 am (UTC)

Date: 2012-07-27 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] kentheare.livejournal.com
Я знаю) подумала, что возможен метонимический перенос - часть за целое; особенно в контексте "кошачьих" ассоциаций.

Date: 2012-07-26 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] yudinkostik.livejournal.com
пришло сейчас в голову... может тут играет действительно чисто визуальный облик скрипки... который, если схематично смотреть, напоминает бабочку с кошачьей головой из "Путешествия в Армению" - два крыла, а посередине - тельце (гриф скрипичный), а голова (передняя часть с подбородником) оказывается как раз "во рту" у скрипача... и движения смычка и самой скрипки при игре могут напоминать, действительно, трепыхание бабочки...

портреты эти Паганини навевают...

с другой стороны, этот визуальный образ никак не отменяет возможных других ассоциаций... в т.ч. и с камнями Демосфена... через все то же слово - "кошачья голова -katzenkopf"... и даже таких далеких "кругов на воде", как название старинной ручной мортирки для стрельбы гранатами, которая тоже называлась katzenkopf... как некое напоминание о "рвущем аорты" (в "Войне и мире") самоубийце Маяковском, и кошачьей голове из "Царь-девицы" Цветаевой, и даже о том, что Баринова работала в радиокомитете - название радиоприемника... м. б. тут стоит учитывать именно все возможные значения... хотя, это уже совсем, конечно, гипотетично:)

Date: 2012-07-26 11:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ljreader2.livejournal.com
Интересно, что в 1978 году документальные свидетельства о состоянии здоровья Паганини и его портреты были проанализированы по поводу синдрома Марфана (впервые описан в 1896 году).
Больные этим синдромом имееют удлиненные, чрезвычайно гибкие пальцы и страдают от аневризмы(разрыва) аорты.
Теперь упоминание этого синдрома не обходится без имени Паганини, а также Рахманинова.
Вряд ли это могло обсуждаться в 1935 году, но гениальное предвидение поэта - налицо.

Profile

ljreader2: (Default)
ljreader2

February 2016

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 11:26 am
Powered by Dreamwidth Studios