ljreader2: (pic57)
[personal profile] ljreader2
Речь пойдет о трех четверостишьях стихотворения О.М. 1931 года «Канцона»
полный текст здесь:
http://rvb.ru/mandelstam/dvuhtomnik/01text/vol_1/01versus/0179.htm



То Зевес подкручивает с толком
Золотыми пальцами краснодеревца
Замечательные луковицы-стекла —
Прозорливцу дар от псалмопевца.

Он глядит в бинокль прекрасный Цейса —
Дорогой подарок царь-Давида, —
Замечает все морщины гнейсовые,
Где сосна иль деревушка-гнида.

Я покину край гипербореев,
Чтобы зреньем напитать судьбы развязку,
Я скажу «села» начальнику евреев
За его малиновую ласку.







Наиболее детально предмет последующего разбора рассмотрен в статье 2006г Л.М.Видгофа, изучавшего эту тему с 2000 года. См. «О «НАЧАЛЬНИКЕ ЕВРЕЕВ» И «МАЛИНОВОЙ ЛАСКЕ» (ДВА ШАГА НА ПУТИ К ПОНИМАНИЮ «КАНЦОНЫ» О. МАНДЕЛЬШТАМА)»
http://www.vidgof.com/#!admissions-process/c7dg

Вот выдержки из этой статьи для введения :

«По мнению Н.Я. Мандельштам, упомянутая в «Канцоне» «малиновая ласка» восходит к колориту картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Поэт, побывавший в Армении, на библейской земле, почувствовал себя вернувшимся на историческую и духовную родину.»
«Отметим сначала, что канцона как стихотворная форма – это прежде всего и в большинстве случаев любовная песнь; в финальной части канцоны обычно помещается обращение к персоне, которой стихи посвящены. В мандельштамовской «Канцоне» в последнем стихе упомянуты две краски, красная и желтая, которые мы встречаем в описании Армении и в «Путешествии в Армению», и в цикле «Армения» (ср.: «Всех-то цветов мне осталось – лишь сурик да хриплая охра…»). Армения – библейская земля (Ноев ковчег окончил свой путь «на горах Араратских»), и желание автора стихотворения покинуть «край гипербореев» (в греческой мифологии гипербореи – народ, живущий на далеком севере) и вернуться на землю «младшей сестры земли иудейской»»
«Древнееврейское слово «селá» (правильнее «сэла» и с ударением на первом слоге), согласно авторитетным источникам, имело значение пометки, указания на особенности произнесения текста в определенных местах – в частности, усиление голоса – или на характер исполнения музыки во время богослужения.»
«Итак, мандельштамовское «села» – недвусмысленное указание на Псалтырь и, соответственно, на «псалмопевца» – царя Давида, «начальника евреев». Выражение «малиновая ласка» передает, вероятно, впечатление от церковного пения, которое Мандельштам слышал в Армении; определение «малиновая» передает красоту звучания («малиновое» пение – «сладостное», подобно выражению «малиновый звон»). Таким образом, нет, думается, необходимости привлекать для объяснения «Канцоны» картину Рембрандта. В пятом четверостишии «Канцоны» говорится о желании в конце жизни еще раз увидеть настоящую красоту («зреньем напитать судьбы развязку») – и, соответственно и логично, также услышать напоследок прекрасное пение (испытать «малиновую ласку» псалмопения).»

ПЕРВЫЙ ШАГ уважаемого Л.М. Видгофа– «сталинская версия» - признается им ложной из-за нестыковки с «псалтырской версией».

ВТОРОЙ ШАГ – версия о «начальнике евреев» - царе Давиде
была упомянута М.Л.Гаспаровым в комментарии к «Канцоне» сборника стихотворений О.М.( «Библиотека поэта»,2001г). У М.Л.Гаспарова «прозорливец» - Зевс.
Гаспаров, кстати, несмотря на маленький объем комментария, приводит также вариант «селам» («привет») первых публикаций «Канцоны» помимо нынешнего «села».

Под давлением сторонников чисто иудейского смысла «Канцоны» , «несовместимого» с арабским приветствием, старый вариант был забыт.

Во-первых, заметим, что «селам» в таком написании, слово не арабское , а турецкое.
Во-вторых ,оно не чуждо О.М., который в «синтезе культур» соединяет армянско-турецкую долину Арарата из древнееврейской Библии в русском стихе с итальянским названием французской песни ,привлекая греческого бога и немецкую оптику .

Прочтение Л.М. Видгофом эпитета ласки представляется очень убедительным.
Ср. у Н.С.Лескова в «Очарованном страннике»:
«Но только вдруг вслушиваюсь, и слышу, что из-за этой циновочной двери льется песня... томная-претомная, сердечнейшая, и поет ее голос, точно колокол малиновый, так за душу и щипет, так и берет в полон.»

Это позволит нам сделать
ТРЕТИЙ ШАГ и выведет к другому «Начальнику евреев».

(продолжение следует)
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

ljreader2: (Default)
ljreader2

February 2016

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 26th, 2017 06:32 am
Powered by Dreamwidth Studios